Глава 1. МЕНЕДЖЕР. Школа человеческих отношений

16.11.2013
От

Школа человеческих отношений (1930 –1950)
и поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время)

Появление человеческого фактора как одного из основных в управлении является главной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, которая зародилась в менеджменте в 1920 — 1930–е годы. Это связано во многом с бурным развитием таких наук, как психология, социология. Ранее скудные знания о человеческом сознании никак не увязывались с проблемами
трудовой деятельности.
«Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации».
Школа человеческих отношений нередко называется неоклассической.
Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880–1949). Основные разработки сделаны им в Школе бизнеса Гарвардского университета, профессором которого
он являлся. Мэйо принимал участие в проведении так называемого Хоуторнского
эксперимента — самого крупного эмпирического эксперимента в области менед-
жмента. Инженеры–исследователи ставили задачу по определению влияния на
производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерывов
и ряда других факторов.
С точки зрения научного управления, результаты оказались ошеломительными. Производительность почти не зависела от изменения освещенности и других
факторов, а объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работой. Исследование также показало, что поведение человека на работе и результаты его труда напрямую зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие взаимоотношения существуют у рабочих между собой, а также между рабочими и менеджерами.
Итак, паука управления прошла путь от изучения задач, операций и функций,
выполняемых рабочим, до познания системы взаимоотношений человека, рассматриваемого уже не как машина, а социальное существо.
Kniga_Menedger1

1.9. Управление, направленное на успех

Критериями успеха не всегда могут считаться размер и прибыльность организации. Каждая из них существует для реализации определенных целей, и если они достигаются, организация считается успешной.
Выживание, т. е. возможность существовать как можно дольше, является первейшей задачей любой организации. Поскольку организации имеют потенциал существовать бесконечно, это (выживание) может длиться бесконечно долго. Рекорд выживания принадлежит римской католической церкви, которая непрерывно действует почти 2000 лет.
Составляющие успеха организации. Результативность и эффективность.
Слагаемые успеха и долгожительства организации — результативность и эффективность. По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные,
правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». Когда киностудия выпускает фильм, который понравился зрителям, он идет с аншлагами и становится кассовым, а в результате рентабельным, т. е. окупает затраты на его производство. Если фильм понравился зрителям, значит, сделана «правильная вещь», если он окупился, значит, эта вещь создавалась «правильно», т. е. организация (киностудия) добилась и результативности, и эффективности в своей работе. И то, и другое
составляет успех организации.
Уровни управления, типичные должности руководителей на этих уровнях и<br />
основная функциональная связь между ними

Производительность. Если результативность («делаются правильные вещи») явление достаточно относительное, подчас неосязаемое, то эффективность можно измерить и выразить количественно, через денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность.
Хлебозавод, который производит торты по себестоимости 30 тыс. рублей, а реализует по 50 тыс., имеет производительность выше, чем хлебозавод, производящий те же торты по себестоимость 40 тыс. руб., но продающий их также по 50 тыс. Если железнодорожники увеличивают объем грузовых перевозок и получают большую прибыль без затрат дополнительных средств, они, безусловно, повышают производительность труда. Если швейная фабрика повышает качество пошива мужских костюмов, что позволяет повысить цену на изделия, тогда она, не увеличивая объем выпускаемой продукции, заметно увеличивает свою прибыль. Если же при увеличении объема выпускаемой продукции происходит снижение ее качества, следует говорить о снижении производительности.
Таким образом, ключевой составляющей производительности является качество.
Продукция более производительной организации реализуется с большим успехом,
она больше ценится.
Если организация имеет больший объем продаж, у нее выше прибыль, значит, она имеет больше возможностей вкладывать деньги в расширение производства,
приобретение более современного оборудования, качественного сырья, совершенствование технологии.
Все это вместе взятое даст новое повышение производительности.
Организации, где идет снижение производительности, как правило, не выдерживают конкуренции и терпят крах. Снижение производительности в условиях огромной конкуренции может носить катастрофический характер. Поэтому менеджеры
должны очень четко определять цели в области производительности организации, методов получения продукции, а также решать, какие формы стимулирования
необходимо применять в организации, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.
Их задача — сориентировать организацию на качество и на потребителя.
Практическая реализация. Идеи, теории, исследования в области управления
важны. Но без умелого практического претворения в жизнь они остаются лишь
красивой мечтой. Цель управления — это выполнение реальной работы реальными людьми. На пути от принятия решения до реализации этого решения, как правило, встречается немало препятствий. Успешным решением считается такое,
которое на практике реализуется результативно и эффективно.

1.10. Как можно вырасти в процессе административного управления?

Революция в административно–канцелярской работе не окончилась, но ее исход ясно предопределен. Современная контора — это штаб руководства, а новый
административный руководитель конторы — начальник штаба. Для того чтобы выполнять свои новые обязанности, руководитель конторы должен знать весь механизм своей организации.
В майском номере журнала «Администрейтив менеджмент» за 1961 г. приветствовался вновь появившийся управляющий административными службами,
как «новое название для новой эры» и объявлялось, что журнал отказывается
от своего прежнего названия «Оффис менеджмент энд америкэн бизнес», отражая «повышение в рангах и служебном статусе своих подписчиков на журнал». В редакционной статье апрельского номера подробно рассматривались изменения,
происходящие в конторе и с «управляющим конторой».
В результате все большего влияния на американские концерны растущего усложнения системы связи и оборудования по обработке информации пересмотрены прежние тенденции к децентрализации в сторону сосредоточения традиционных связей и функций по руководству в центральном административном аппарате. Этот аппарат стал мозговым центром по руководству всей деятельностью компании, исходной точкой рождения всех директив. В этом процессе лицу, ответственному за деятельность конторы, независимо от его ранга передавалось все больше и больше полномочий и расширялся круг его функций, касающихся всей компании.
В небольших компаниях, хотя и не всегда происходят такие резкие изменения,
отражение меняющегося положения административной функции имело в значительной мере тот же эффект на повышение обязанностей управляющего.
В настоящее время ответственность лица, ведающего центральным административным аппаратом, не ограничивается зданием и кадрами центральной конторы.
Этот руководитель отвечает за всю систему связи — будь то документооборот,
арендованные средства связи или перфорированная лента, которая обеспечивает
деятельность компании и ее конкурентоспособность.
В связи с этим он перешел на совершенно новое положение, которое обеспечивает ему значительно большие масштабы, полномочия н ответственность, чем то, которое он занимал в прошлом.

Vkontakte Facebook Twitter Google Bookmarks Закладки Yandex Ruspace Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Tags: ,

2 комментария to “ Глава 1. МЕНЕДЖЕР. Школа человеческих отношений ”

  1. АВТОР,пособия on 07.01.2014 at 19:28

    ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО,МАРКЕТИНГА И МЕНЕЖМЕНТА,учебное пособие,глава 1,ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧИСКИХ ОТНОШЕНИЙ,надеюсь вас заинтерисует,ваши замечания и предложения,напрвляйте,на электронную почту eafonasiy@mail.ru,eliseeff.afonasy@yandex.ru,с уважением АК ЕЛИСЕЕВ.

  2. afonasiy on 24.06.2014 at 01:09

    Основы практического маркетинга и менеджмента,это учебное пособие для повышения квалификации менеджера,сферы культуры,бизнеса и производства: включает разделы,Как можно вырасти в процессе административного управления?,Управления направленные на успех?,и много дугого. Предлагаю приобрести.Все вопросы на сайте,или на электронной почте:,eliseeff.afоnasy@yandex.ru с уважением автор АК ЕЛИСЕЕВ.

Оставить комментарий или вопрос

*